Семейное образование: почему мы не отдали дочку в школу

Аватар пользователя Тоня

«Школьный» вопрос тревожил меня с Алининых лет 3, когда она не пошла в детский сад. Я узнала о том, что есть люди, которые воспитывают и учат детей самостоятельно, что так можно, что люди видят в этом плюсы, а их дети растут адекватными и разумными. Но детский сад – это одно… Школа же кажется настолько неотъемлемым атрибутом детства, что сложно представить жизнь без нее. Как это – все дети туда пойдут, а мой нет? Как-то это странно.

Наверно, все мы в той или иной степени при принятии важных решений опираемся на свой личный опыт. Я не могу сказать, что моя жизнь в школе была каким-то беспросветным адом. Я была отличницей, большинство учителей относилось ко мне хорошо, я участвовала в олимпиадах, общалась с одноклассниками более-менее ровно, с кем-то дружила, с кем-то ссорилась, мирилась. Но все-таки школа для меня осталась в большей степени неприятным воспоминанием. В первую очередь потому, что у меня не было выбора, ходить туда или нет. Ощущение несвободы сильно угнетало. Поэтому мысль о том, что ребенка можно не отдавать в школу, вообще мысль об альтернативном образовании сразу меня заинтересовала.

Как и многие папы, изначально муж был против моих «сектанских» идей. Мы разговаривали, спорили, читали про современное образование и его виды. В итоге пришли к тому, к чему пришли – наша дочка сейчас на семейном обучении. Не потому что «вода камень точит» :) А потому что мы с мужем смотрим в одном направлении и слушаем друг друга. Я поняла его сомнения, он понял мои мотивы.
Основные причины, почему Алина учится дома – свобода, эффективность, здоровье.

Почему СО дает свободу:

  • Комфортный режим дня. Мы можем вставать не по будильнику, и это здорово. Хотя многие и считают, что «семейники» – это какие-то маргиналы, у которых не пойми что с режимом дня, могу сказать: у нас режим есть. Но он не завязан на ежедневные подскоки в 7 утра и быстрые сборы. Кстати, в детстве для меня утренние подъемы были большим стрессом, до сих пор помню. Хотя я и не ложилась поздно, просто сложно было резко переходить от сна к бодрствованию, от тепла постели к холоду улицы, от покоя к суете.
  • Возможность выбора учебных пособий. Когда я вижу в интернете скрины некоторых современных учебников, то понимаю, что деградация коснулась не только художественной литературы. Неправильные формулировки, убогие иллюстрации, орфографические ошибки не должны в таких количествах существовать в учебниках. Поэтому присматриваюсь, выбираю тщательно нужные нам пособия. В школе так не получилось бы.
  • Отсутствие домашних заданий. Официально в 1 классе не должно быть домашних заданий, но по факту в гимназиях и лицеях они есть, знаю от знакомых. Да и не суть, со 2 класса они уже точно задаются везде. Конечно, можно быть «ленивой мамой», полностью отстранившейся от домашней работы своего ребенка, но в реальности сейчас почти все сидят с детьми по вечерам и делают уроки… И детей жалко, и родителей. Мне еще в детстве наличие домашних заданий в школе казалось очень несправедливым. Отбыл свое время в школе, еще и дома работай. А взрослые после работы могут спокойно телевизор посмотреть))
  • Минимизация оценивания. Дети и на семейном обучении сдают аттестации, получая оценки. Но это несравнимо с ежедневным оцениванием в школе. В оценках мне не нравится то, что они зачастую не объективны; они часто становятся рычагом давления, лишая ребенка собственной мотивации; они не являются залогом последующих успехов в жизни.
  • Возможность посещения большего количества дополнительных занятий. На СО больше свободного времени, и мы сами решаем, как им распорядиться. Не нужно подстраивать всю жизнь под расписание школы. 
  • Свобода от чьего-то постоянного контроля. То, что мы все под колпаком, это уже давно понятно. Но хотя бы частично уйти от надзора очень хочется. Обойтись без консультаций и рекомендаций школьных психологов, требований всяческих документов и согласия на обработку данных, еще на что-то…
  • Свобода мысли. Ребенок дома имеет возможность думать и развивать мышление в своем темпе и своем направлении.

В чем эффективность СО:

  • Индивидуальный подход. Каким бы замечательным не был учитель, когда он один на 30 и более человек – эффективность обучения снижается. В наше время все понимают, что репетитор обучит качественнее. У него только один ученик, и к тому же есть финансовая заинтересованность. А у родителя заинтересованность еще сильнее, ему по-настоящему важно, чтобы ребенок понял, узнал, запомнил. Мы работаем в том темпе, который нужен именно нам, не гонясь за передовиками и не дожидаясь отстающих, как в школьном классе.
  • Собственный учебный план. Мы проходим предметы блочно, так же по очереди будем сдавать аттестации – сразу за год. Метод погружения, на мой взгляд, логичен и эффективен. В данный момент в центре внимания математика. Алина считает, чертит, решает, я читаю ей математические сказки Лёвшина. Это поддерживает интерес к предмету, помогает увидеть математику вокруг нас.
  • Понимание себя. Ребенок не просто идет туда, куда ему сказали, но успевает почувствовать – а что мне интересно, чем бы я хотел еще заняться, что узнать и изучить. На мой взгляд, это основа будущего выбора профессии. В школе сложно найти себя, просто некогда…

Почему СО полезно для здоровья ребенка:

  • Нормальное питание. Я понимаю, что можно и полезное с собой давать, и дать ребенку чёткие инструкции, что покупать в столовой не стоит (тем более, в 7 лет уже в принципе сложились пищевые привычки и есть понимание о том, что булки-конфеты не на пользу здоровью)… Но дома обеспечивать нормальное питание проще. Если бы в причинах был только этот пункт, тогда да, без вопросов, можно заморочиться, но он идет в комплекте с остальными :)
  • Возможность активно двигаться. Малоподвижный образ жизни вреден, долго сидеть плохо, умеренная физическая активность нужна всем, особенно детям… Очевидные вещи. Но в школах дети как сидели, так и продолжают сидеть. А после школы делают дома домашние задания. Ну или не делают и получают плохие оценки.
  • Психологический комфорт. Разумеется, не всем детям плохо в школе. Но некоторым не везет – их обижают, или не складываются отношения с учителем (а решить такой вопрос бывает довольно сложно). Кто-то и на СО переходит именно по этой причине. Дети на семейном обучении в целом живут в более спокойной обстановке, чем их сверстники-школьники. Минимизация стрессов способствует меньшей заболеваемости.

Отдельно скажу о таком важном факторе СО, как дозированное общение со сверстниками. Общение есть, но его круг не замкнут годами на группе одновозрастных детей. Понимаю, что мало кто со мной согласится, но я убеждена, что сверстников в жизни ребенка не должно быть слишком много. Да, дружба, да, сходные интересы, да, это удобно для нас, взрослых, и, тем не менее, не так всё просто. Ребенок вырастет и будет жить среди взрослых. И учиться, и общаться ему важно преимущественно с взрослыми, чтобы перенимать их ценности, взгляды, знания. А не то, чем обладают незрелые сверстники. К тому же, нельзя забывать о важности сохранения привязанности к близким взрослым. Даже в 7 лет, даже в 10 и 15 это актуально. Хорошо об этом пишет Ньюфелд.

Наше решение о семейном обучении было непростым, и жизнь покажет, насколько оно было правильным. Одно знаю точно – детям при любом виде обучения важно родительское внимание, участие. СО позволяет это осуществить максимально, что нам не может не нравиться.

 

я - автор lovingmama.ru

 

Возможно, вам будет интересно:

Когда ребенок начинает шевелиться в животе при беременности?

Когда ребенок начинает шевелиться в животе при беременности?

С окончанием первого триместра беременности отступают тревоги по ее внезапному прерыванию, улучшается самочувствие, начинает расти животик. Маленький ч...

Течение беременности

Читаю журналы о детях и поражаюсь

Иногда в поисках информации и идей для новых статей перечитываю журналы, которые покупала, еще будучи беременной. Когда я еще ничего не знала о материн...

Как выбрать и правильно носить мембранную одежду детям?

Как одевать ребенка – один из главных вопросов, волнующих мам, поскольку от правильного подбора одежды зависит как комфорт малыша, так и его здоровье....

Дети от 1 до 3 лет, Дошкольники от 3 до 7 лет, Школьники от 7 до 12 лет

Идеальная мама - это миф

В последнее время частенько об этом думаю... С одной стороны, это так замечательно, что есть Интернет. Поколение наших родителей получало информацию из...

О детских истериках

Столкнулась сегодня с этим пренеприятнейшим явлением... Ребенок у меня очень спокойный, хотя и требовательный, и с характером. Но истерик, пожалуй, как...