Беременная женщина невероятно сильна – внутри нее зародилась и развивается новая жизнь, но в то же время и очень хрупка. Природа намеренно создала меха...
Семейное образование: почему мы не отдали дочку в школу
«Школьный» вопрос тревожил меня с Алининых лет 3, когда она не пошла в детский сад. Я узнала о том, что есть люди, которые воспитывают и учат детей самостоятельно, что так можно, что люди видят в этом плюсы, а их дети растут адекватными и разумными. Но детский сад – это одно… Школа же кажется настолько неотъемлемым атрибутом детства, что сложно представить жизнь без нее. Как это – все дети туда пойдут, а мой нет? Как-то это странно.
Наверно, все мы в той или иной степени при принятии важных решений опираемся на свой личный опыт. Я не могу сказать, что моя жизнь в школе была каким-то беспросветным адом. Я была отличницей, большинство учителей относилось ко мне хорошо, я участвовала в олимпиадах, общалась с одноклассниками более-менее ровно, с кем-то дружила, с кем-то ссорилась, мирилась. Но все-таки школа для меня осталась в большей степени неприятным воспоминанием. В первую очередь потому, что у меня не было выбора, ходить туда или нет. Ощущение несвободы сильно угнетало. Поэтому мысль о том, что ребенка можно не отдавать в школу, вообще мысль об альтернативном образовании сразу меня заинтересовала.
Как и многие папы, изначально муж был против моих «сектанских» идей. Мы разговаривали, спорили, читали про современное образование и его виды. В итоге пришли к тому, к чему пришли – наша дочка сейчас на семейном обучении. Не потому что «вода камень точит» :) А потому что мы с мужем смотрим в одном направлении и слушаем друг друга. Я поняла его сомнения, он понял мои мотивы.
Основные причины, почему Алина учится дома – свобода, эффективность, здоровье.
Почему СО дает свободу:
- Комфортный режим дня. Мы можем вставать не по будильнику, и это здорово. Хотя многие и считают, что «семейники» – это какие-то маргиналы, у которых не пойми что с режимом дня, могу сказать: у нас режим есть. Но он не завязан на ежедневные подскоки в 7 утра и быстрые сборы. Кстати, в детстве для меня утренние подъемы были большим стрессом, до сих пор помню. Хотя я и не ложилась поздно, просто сложно было резко переходить от сна к бодрствованию, от тепла постели к холоду улицы, от покоя к суете.
- Возможность выбора учебных пособий. Когда я вижу в интернете скрины некоторых современных учебников, то понимаю, что деградация коснулась не только художественной литературы. Неправильные формулировки, убогие иллюстрации, орфографические ошибки не должны в таких количествах существовать в учебниках. Поэтому присматриваюсь, выбираю тщательно нужные нам пособия. В школе так не получилось бы.
- Отсутствие домашних заданий. Официально в 1 классе не должно быть домашних заданий, но по факту в гимназиях и лицеях они есть, знаю от знакомых. Да и не суть, со 2 класса они уже точно задаются везде. Конечно, можно быть «ленивой мамой», полностью отстранившейся от домашней работы своего ребенка, но в реальности сейчас почти все сидят с детьми по вечерам и делают уроки… И детей жалко, и родителей. Мне еще в детстве наличие домашних заданий в школе казалось очень несправедливым. Отбыл свое время в школе, еще и дома работай. А взрослые после работы могут спокойно телевизор посмотреть))
- Минимизация оценивания. Дети и на семейном обучении сдают аттестации, получая оценки. Но это несравнимо с ежедневным оцениванием в школе. В оценках мне не нравится то, что они зачастую не объективны; они часто становятся рычагом давления, лишая ребенка собственной мотивации; они не являются залогом последующих успехов в жизни.
- Возможность посещения большего количества дополнительных занятий. На СО больше свободного времени, и мы сами решаем, как им распорядиться. Не нужно подстраивать всю жизнь под расписание школы.
- Свобода от чьего-то постоянного контроля. То, что мы все под колпаком, это уже давно понятно. Но хотя бы частично уйти от надзора очень хочется. Обойтись без консультаций и рекомендаций школьных психологов, требований всяческих документов и согласия на обработку данных, еще на что-то…
- Свобода мысли. Ребенок дома имеет возможность думать и развивать мышление в своем темпе и своем направлении.
В чем эффективность СО:
- Индивидуальный подход. Каким бы замечательным не был учитель, когда он один на 30 и более человек – эффективность обучения снижается. В наше время все понимают, что репетитор обучит качественнее. У него только один ученик, и к тому же есть финансовая заинтересованность. А у родителя заинтересованность еще сильнее, ему по-настоящему важно, чтобы ребенок понял, узнал, запомнил. Мы работаем в том темпе, который нужен именно нам, не гонясь за передовиками и не дожидаясь отстающих, как в школьном классе.
- Собственный учебный план. Мы проходим предметы блочно, так же по очереди будем сдавать аттестации – сразу за год. Метод погружения, на мой взгляд, логичен и эффективен. В данный момент в центре внимания математика. Алина считает, чертит, решает, я читаю ей математические сказки Лёвшина. Это поддерживает интерес к предмету, помогает увидеть математику вокруг нас.
- Понимание себя. Ребенок не просто идет туда, куда ему сказали, но успевает почувствовать – а что мне интересно, чем бы я хотел еще заняться, что узнать и изучить. На мой взгляд, это основа будущего выбора профессии. В школе сложно найти себя, просто некогда…
Почему СО полезно для здоровья ребенка:
- Нормальное питание. Я понимаю, что можно и полезное с собой давать, и дать ребенку чёткие инструкции, что покупать в столовой не стоит (тем более, в 7 лет уже в принципе сложились пищевые привычки и есть понимание о том, что булки-конфеты не на пользу здоровью)… Но дома обеспечивать нормальное питание проще. Если бы в причинах был только этот пункт, тогда да, без вопросов, можно заморочиться, но он идет в комплекте с остальными :)
- Возможность активно двигаться. Малоподвижный образ жизни вреден, долго сидеть плохо, умеренная физическая активность нужна всем, особенно детям… Очевидные вещи. Но в школах дети как сидели, так и продолжают сидеть. А после школы делают дома домашние задания. Ну или не делают и получают плохие оценки.
- Психологический комфорт. Разумеется, не всем детям плохо в школе. Но некоторым не везет – их обижают, или не складываются отношения с учителем (а решить такой вопрос бывает довольно сложно). Кто-то и на СО переходит именно по этой причине. Дети на семейном обучении в целом живут в более спокойной обстановке, чем их сверстники-школьники. Минимизация стрессов способствует меньшей заболеваемости.
Отдельно скажу о таком важном факторе СО, как дозированное общение со сверстниками. Общение есть, но его круг не замкнут годами на группе одновозрастных детей. Понимаю, что мало кто со мной согласится, но я убеждена, что сверстников в жизни ребенка не должно быть слишком много. Да, дружба, да, сходные интересы, да, это удобно для нас, взрослых, и, тем не менее, не так всё просто. Ребенок вырастет и будет жить среди взрослых. И учиться, и общаться ему важно преимущественно с взрослыми, чтобы перенимать их ценности, взгляды, знания. А не то, чем обладают незрелые сверстники. К тому же, нельзя забывать о важности сохранения привязанности к близким взрослым. Даже в 7 лет, даже в 10 и 15 это актуально. Хорошо об этом пишет Ньюфелд.
Наше решение о семейном обучении было непростым, и жизнь покажет, насколько оно было правильным. Одно знаю точно – детям при любом виде обучения важно родительское внимание, участие. СО позволяет это осуществить максимально, что нам не может не нравиться.
я - автор lovingmamx.online
Возможно, вам будет интересно:
Нужно ли планировать беременность?
Стоит ли планировать беременность или все же оставить непредсказуемый процесс зачатия на волю природы? Этот вопрос постепенно теряет свой смысл. Да, за...
Совместный сон с ребенком: до какого возраста?
Мамы, выбравшие для себя практику совместного сна с ребенком, делают это по разным причинам. Кто-то просто устает бегать целую ночь к детской кроватке,...
Виды тестов на беременность
Домашний тест на беременность – простой и довольно надежный способ определить, зародилась ли внутри вас новая жизнь. При незначительной задержке менстр...
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно...