Семейное образование: почему мы не отдали дочку в школу

Аватар пользователя Тоня

«Школьный» вопрос тревожил меня с Алининых лет 3, когда она не пошла в детский сад. Я узнала о том, что есть люди, которые воспитывают и учат детей самостоятельно, что так можно, что люди видят в этом плюсы, а их дети растут адекватными и разумными. Но детский сад – это одно… Школа же кажется настолько неотъемлемым атрибутом детства, что сложно представить жизнь без нее. Как это – все дети туда пойдут, а мой нет? Как-то это странно.

Наверно, все мы в той или иной степени при принятии важных решений опираемся на свой личный опыт. Я не могу сказать, что моя жизнь в школе была каким-то беспросветным адом. Я была отличницей, большинство учителей относилось ко мне хорошо, я участвовала в олимпиадах, общалась с одноклассниками более-менее ровно, с кем-то дружила, с кем-то ссорилась, мирилась. Но все-таки школа для меня осталась в большей степени неприятным воспоминанием. В первую очередь потому, что у меня не было выбора, ходить туда или нет. Ощущение несвободы сильно угнетало. Поэтому мысль о том, что ребенка можно не отдавать в школу, вообще мысль об альтернативном образовании сразу меня заинтересовала.

Как и многие папы, изначально муж был против моих «сектанских» идей. Мы разговаривали, спорили, читали про современное образование и его виды. В итоге пришли к тому, к чему пришли – наша дочка сейчас на семейном обучении. Не потому что «вода камень точит» :) А потому что мы с мужем смотрим в одном направлении и слушаем друг друга. Я поняла его сомнения, он понял мои мотивы.
Основные причины, почему Алина учится дома – свобода, эффективность, здоровье.

Почему СО дает свободу:

  • Комфортный режим дня. Мы можем вставать не по будильнику, и это здорово. Хотя многие и считают, что «семейники» – это какие-то маргиналы, у которых не пойми что с режимом дня, могу сказать: у нас режим есть. Но он не завязан на ежедневные подскоки в 7 утра и быстрые сборы. Кстати, в детстве для меня утренние подъемы были большим стрессом, до сих пор помню. Хотя я и не ложилась поздно, просто сложно было резко переходить от сна к бодрствованию, от тепла постели к холоду улицы, от покоя к суете.
  • Возможность выбора учебных пособий. Когда я вижу в интернете скрины некоторых современных учебников, то понимаю, что деградация коснулась не только художественной литературы. Неправильные формулировки, убогие иллюстрации, орфографические ошибки не должны в таких количествах существовать в учебниках. Поэтому присматриваюсь, выбираю тщательно нужные нам пособия. В школе так не получилось бы.
  • Отсутствие домашних заданий. Официально в 1 классе не должно быть домашних заданий, но по факту в гимназиях и лицеях они есть, знаю от знакомых. Да и не суть, со 2 класса они уже точно задаются везде. Конечно, можно быть «ленивой мамой», полностью отстранившейся от домашней работы своего ребенка, но в реальности сейчас почти все сидят с детьми по вечерам и делают уроки… И детей жалко, и родителей. Мне еще в детстве наличие домашних заданий в школе казалось очень несправедливым. Отбыл свое время в школе, еще и дома работай. А взрослые после работы могут спокойно телевизор посмотреть))
  • Минимизация оценивания. Дети и на семейном обучении сдают аттестации, получая оценки. Но это несравнимо с ежедневным оцениванием в школе. В оценках мне не нравится то, что они зачастую не объективны; они часто становятся рычагом давления, лишая ребенка собственной мотивации; они не являются залогом последующих успехов в жизни.
  • Возможность посещения большего количества дополнительных занятий. На СО больше свободного времени, и мы сами решаем, как им распорядиться. Не нужно подстраивать всю жизнь под расписание школы. 
  • Свобода от чьего-то постоянного контроля. То, что мы все под колпаком, это уже давно понятно. Но хотя бы частично уйти от надзора очень хочется. Обойтись без консультаций и рекомендаций школьных психологов, требований всяческих документов и согласия на обработку данных, еще на что-то…
  • Свобода мысли. Ребенок дома имеет возможность думать и развивать мышление в своем темпе и своем направлении.

В чем эффективность СО:

  • Индивидуальный подход. Каким бы замечательным не был учитель, когда он один на 30 и более человек – эффективность обучения снижается. В наше время все понимают, что репетитор обучит качественнее. У него только один ученик, и к тому же есть финансовая заинтересованность. А у родителя заинтересованность еще сильнее, ему по-настоящему важно, чтобы ребенок понял, узнал, запомнил. Мы работаем в том темпе, который нужен именно нам, не гонясь за передовиками и не дожидаясь отстающих, как в школьном классе.
  • Собственный учебный план. Мы проходим предметы блочно, так же по очереди будем сдавать аттестации – сразу за год. Метод погружения, на мой взгляд, логичен и эффективен. В данный момент в центре внимания математика. Алина считает, чертит, решает, я читаю ей математические сказки Лёвшина. Это поддерживает интерес к предмету, помогает увидеть математику вокруг нас.
  • Понимание себя. Ребенок не просто идет туда, куда ему сказали, но успевает почувствовать – а что мне интересно, чем бы я хотел еще заняться, что узнать и изучить. На мой взгляд, это основа будущего выбора профессии. В школе сложно найти себя, просто некогда…

Почему СО полезно для здоровья ребенка:

  • Нормальное питание. Я понимаю, что можно и полезное с собой давать, и дать ребенку чёткие инструкции, что покупать в столовой не стоит (тем более, в 7 лет уже в принципе сложились пищевые привычки и есть понимание о том, что булки-конфеты не на пользу здоровью)… Но дома обеспечивать нормальное питание проще. Если бы в причинах был только этот пункт, тогда да, без вопросов, можно заморочиться, но он идет в комплекте с остальными :)
  • Возможность активно двигаться. Малоподвижный образ жизни вреден, долго сидеть плохо, умеренная физическая активность нужна всем, особенно детям… Очевидные вещи. Но в школах дети как сидели, так и продолжают сидеть. А после школы делают дома домашние задания. Ну или не делают и получают плохие оценки.
  • Психологический комфорт. Разумеется, не всем детям плохо в школе. Но некоторым не везет – их обижают, или не складываются отношения с учителем (а решить такой вопрос бывает довольно сложно). Кто-то и на СО переходит именно по этой причине. Дети на семейном обучении в целом живут в более спокойной обстановке, чем их сверстники-школьники. Минимизация стрессов способствует меньшей заболеваемости.

Отдельно скажу о таком важном факторе СО, как дозированное общение со сверстниками. Общение есть, но его круг не замкнут годами на группе одновозрастных детей. Понимаю, что мало кто со мной согласится, но я убеждена, что сверстников в жизни ребенка не должно быть слишком много. Да, дружба, да, сходные интересы, да, это удобно для нас, взрослых, и, тем не менее, не так всё просто. Ребенок вырастет и будет жить среди взрослых. И учиться, и общаться ему важно преимущественно с взрослыми, чтобы перенимать их ценности, взгляды, знания. А не то, чем обладают незрелые сверстники. К тому же, нельзя забывать о важности сохранения привязанности к близким взрослым. Даже в 7 лет, даже в 10 и 15 это актуально. Хорошо об этом пишет Ньюфелд.

Наше решение о семейном обучении было непростым, и жизнь покажет, насколько оно было правильным. Одно знаю точно – детям при любом виде обучения важно родительское внимание, участие. СО позволяет это осуществить максимально, что нам не может не нравиться.

 

я - автор lovingmama.ru

 

Возможно, вам будет интересно:

Простуда при беременности: как лечить?

Беременная женщина невероятно сильна – внутри нее зародилась и развивается новая жизнь, но в то же время и очень хрупка. Природа намеренно создала меха...

Лечение при беременности, Женское здоровье

Нужно ли планировать беременность?

Стоит ли планировать беременность или все же оставить непредсказуемый процесс зачатия на волю природы? Этот вопрос постепенно теряет свой смысл. Да, за...

Образ жизни и психология планирования, Анализы и обследования
Совместный сон с ребенком: до какого возраста?

Совместный сон с ребенком: до какого возраста?

Мамы, выбравшие для себя практику совместного сна с ребенком, делают это по разным причинам. Кто-то просто устает бегать целую ночь к детской кроватке,...

Малыши до года, Дети от 1 до 3 лет

Виды тестов на беременность

Домашний тест на беременность – простой и довольно надежный способ определить, зародилась ли внутри вас новая жизнь. При незначительной задержке менстр...

Определение беременности
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно...

Школьники от 7 до 12 лет