Социализация без детских учреждений

Аватар пользователя Тоня

Сторонников домашнего воспитания (без садика) и семейного образования (без школы) всегда ждут вопросы от окружающих касательно пресловутой социализации. Ну ладно академические знания и практические навыки, но как он научится общаться с людьми?? Хорошо, если этот вопрос задают в вежливой форме, с реальным интересом и попыткой понять. Но часто об отсутствии социализации домашнего ребенка говорят как о непреложной истине, которую глупо даже пытаться оспаривать. Пишу сейчас не для последней категории людей, а для тех, кто допускает идею о том, что родители могут воспитывать и учить ребенка без традиционной системы детских учреждений.


Итак, почему мы, родители, так беспокоимся о социализации? Да потому, что понимаем – ребенок может быть очень умным, талантливым, интересным, но без навыков общения ему будет не только сложно добиться чего-то в жизни, но и наверняка будет тяжело морально. Людям, не умеющим находить общий язык с другими, в любом случае придется вступать во взаимодействие с кем-либо: дружить или, по крайней мере, сотрудничать, вступать в брак, воспитывать собственных детей. Поэтому, разумеется, уметь общаться для человека, как социального существа, крайне необходимо.


Однако сразу возникает вопрос: почему же большинство людей считает, что социализация ребенка возможна лишь в рамках замкнутых детских групп? Думаю, причин несколько. Основная – в том, что садики и школы укладываются в нашу концепцию жизни, «все так делают», мы в этом выросли, мы так привыкли и не можем представить, что может быть иначе. Кроме того, отдать процесс воспитания и обучения на аутсорс однозначно проще, чем пытаться справляться своими силами. И это в принципе нормально, что родители стремятся облегчить свою жизнь. В наше смутное время воспитывать ребенка не так-то легко. Много информации, свобода выбора, с которой непонятно что делать, отсутствие связи поколений. Еще одна причина – родители даже не рассматривают вариант домашнего воспитания/образования в силу материальных сложностей или давления окружающих.


И все-таки давайте рассмотрим сам термин «социализация». Вот что нам говорит Википедия: «Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе».


Заметьте, речь в определении не идет об общении со стандартизованной группой одновозрастных сверстников. Социализируясь, ребенок постепенно впитывает нормы и установки среды в целом. Он узнает о том, что приемлемо в обществе, а что нет, как правильно взаимодействовать с людьми разного возраста, как выполнить действия, необходимые для жизни и требующие контакта с кем-либо. Социализация нужна для того, чтобы по мере взросления у ребенка не вызывали затруднений ситуации, требующие общения как с детьми разных возрастов, так и с взрослыми.


Казалось бы, организуй ребенку обычную жизнь, а точнее, грамотно включи его в свою: пусть находится рядом с родителями, когда они работают, общаются с друзьями и соседями, ходят в гости. Добавь кружки, детские площадки и детские центры – вот и сверстники. Кажется, как раз получится естественная, ненасильственная социализация… Но нет, противники домашней жизни детей скажут: это всё не то. А как же постоянные друзья из садика/школы, детские «группировки», первая любовь?


А я вот сразу думаю – да, многие из нас вспоминают хорошие моменты из школьного детства (садик обычно мало кто помнит). Но не сходно ли это со «стокгольмским синдромом», когда сознание людей, оказавшихся в заложниках, не могло принять сей факт, и они начинали оправдывать и возвеличивать террористов? Память сглаживает негативные моменты прошлого, и мы вспоминаем детство как нормальное, хорошее, а школу как важную и нужную «школу жизни». Но действительно ли так нужна нам была именно та дружба, навязанная обстоятельствами, именно та первая любовь (а если честно, наверняка ведь там и не любовь была)? Или мы просто смирились с тем, что было, и для самоуспокоения решили, что это было лучшее из возможного?


Еще один момент про усвоение социальных норм. Ребенок учится у своих сверстников. У замкнутой группы детей, волей случая ставших одной «командой». Но как можно научиться чему-то у того, кто сам еще незрел ни интеллектуально, ни морально? В условиях аквариума, в оторванности от самых близких и важных людей – родителей. Неудивительно, что в школах процветает жестокость по отношению к неблагополучным или отличающимся чем-то от других одноклассникам. Я вспоминаю травлю двух мальчиков в двух классах, где я училась. Избиений не было, но! Один, из начальной школы, в итоге ушел в другую школу, а другой всю среднюю страдал от шуточек и даже оскорблений в свой адрес. Вот такие жертвы обстоятельств. Зато другие впитали «социальные нормы»… Уверена, сейчас большинство моих сверстников достаточно зрелые люди, чтобы не позволить себе оскорбить кого-то только за внешность или медлительность. А искусственная детская среда часто жестока, и это вполне логично. Дети мстят (подсознательно) окружающему миру за свою слабость, невозможность изменить то, что не нравится.


Одна из основных проблем воспитания/обучения в детских учреждениях – это нарушение привязанности к родным, в первую очередь, родителям. Об этом много и хорошо пишет Ньюфелд. Ребенок в садике, и особенно в школе начинает рассматривать мир через призму мнения сверстников, он отдаляется от главных в его жизни людей. Интересы детей поверхностны, сами дети эгоистичны – это нормально и естественно. Но нахождение в замкнутой группе сверстников приводит к тому, что ребенок волей-неволей принимает за норму поведения в обществе именно детское поведение и отношение к другим людям. Он не усваивает нормы общества, он усваивает нормы детского общества. Кстати, дети, выросшие в детдоме, имеют серьезные проблемы с социализацией. Именно потому, что учились у других таких же незрелых детей, не видели настоящей взрослой жизни. Вот это нужно для социализации – больше, чем всё остальное!


Последний довод, который приводят сторонники детсадовской и школьной социализации – это важность осознания, что мир не добрый. Это если сказать кратко. Формулировки обычно такие: «чтобы знал, что такое конфликты», «нечего растить тепличного», «пусть знает, что не все с ним будут сюсюкаться, как родственники». Но мне кажется, не нужно бояться дать ребенку больше любви и счастья в детстве, напитать его комфортом и благополучием по максимуму, дать поверить, что мир хороший. А позже он будет притягивать к себе счастье, как магнит. По себе знаю, что качество детства накладывает огромнейший отпечаток на всю жизнь. Не зря очень многие взрослые люди находятся в плену детских травм (не только связанных с родителями, но и, например, с детским коллективом, неудачной первой «любовью»). А потом приходится заново учиться верить, что не везде стоить ожидать угрозы, не всегда ты будешь отвергнут. Тепличных, изнеженных людей, по-моему, намного меньше, чем побитых жизнью.

В заключение скажу: у меня нет цели оскорбить и принизить воспитание и обучение в детском саду и школе. Я не считаю, что они всегда и всем вредны. Я не психолог и не идеальный родитель. Но мне хочется разобраться в вопросе, какой именно должна быть социализация ребенка. И логика мне подсказывает, что подневольное посещение заведения, где один/два/три взрослых «управляют» группой детей – это не социализация. Исторические факты о воспитании дворянских детей и опыт знакомых, вставших на путь семейного образования, подтверждают мои мысли. Идеальная социализация в моем понимании – это воспитание ребенка в спокойной и гармоничной среде, где есть дети и взрослые, люди разного образования и профессий, включенность в общение родителей с их друзьями и коллегами, участие с малых лет в родительской деятельности, путешествия по миру, посещение мероприятий и занятий (кружков и мастер-классов) по интересам ребенка, общение в детско-родительских клубах и многое-многое другое. Да, это может быть сложно, да, это не для всех – но все-таки реально. То, что социализация возможна только в садике и школе – просто установка. Можно упереться в нее рогом, а можно принять, что бывает и по-другому. И, возможно, по-другому – это лучше, хотя бы для этой конкретной семьи.

 

я - автор lovingmama.ru

 

Возможно, вам будет интересно:

Игра танграм: история китайской головоломки, правила, схемы, польза для детского развития

Игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требу...

Развивалки

Чем заменить сахар?

Любому человеку, старающемуся вести здоровый образ жизни, очевидно: рафинированный сахар – не просто бесполезный, но и вредный продукт, которого в наше...

Здоровый образ жизни, Правильное питание
Когда можно беременеть после замершей беременности

Когда можно беременеть после замершей беременности

Женщины в большинстве своем – очень сильные и могут выдержать почти любое испытание, предназначенное им свыше. Замершая беременность вызывает стресс, с...

Проблемы и их решение
Легко ли воспитывать ребенка дома? Особенности домашнего воспитания

Легко ли воспитывать ребенка дома? Особенности домашнего воспитания

Каждый нормальный родитель желает своему ребенку самого лучшего. Мы стремимся, чтобы наши дети были не только здоровы, сыты и хорошо одеты, но и чтобы...

Дети от 1 до 3 лет, Дошкольники от 3 до 7 лет, Психология

Почему мой ребенок не болеет

Уже несколько раз порывалась написать такой пост, но что-то меня останавливало. То думала: «Все-таки Алинка еще на ГВ, может, дело в этом?», то казалос...