Социализация без детских учреждений

Аватар пользователя Тоня

Сторонников домашнего воспитания (без садика) и семейного образования (без школы) всегда ждут вопросы от окружающих касательно пресловутой социализации. Ну ладно академические знания и практические навыки, но как он научится общаться с людьми?? Хорошо, если этот вопрос задают в вежливой форме, с реальным интересом и попыткой понять. Но часто об отсутствии социализации домашнего ребенка говорят как о непреложной истине, которую глупо даже пытаться оспаривать. Пишу сейчас не для последней категории людей, а для тех, кто допускает идею о том, что родители могут воспитывать и учить ребенка без традиционной системы детских учреждений.


Итак, почему мы, родители, так беспокоимся о социализации? Да потому, что понимаем – ребенок может быть очень умным, талантливым, интересным, но без навыков общения ему будет не только сложно добиться чего-то в жизни, но и наверняка будет тяжело морально. Людям, не умеющим находить общий язык с другими, в любом случае придется вступать во взаимодействие с кем-либо: дружить или, по крайней мере, сотрудничать, вступать в брак, воспитывать собственных детей. Поэтому, разумеется, уметь общаться для человека, как социального существа, крайне необходимо.


Однако сразу возникает вопрос: почему же большинство людей считает, что социализация ребенка возможна лишь в рамках замкнутых детских групп? Думаю, причин несколько. Основная – в том, что садики и школы укладываются в нашу концепцию жизни, «все так делают», мы в этом выросли, мы так привыкли и не можем представить, что может быть иначе. Кроме того, отдать процесс воспитания и обучения на аутсорс однозначно проще, чем пытаться справляться своими силами. И это в принципе нормально, что родители стремятся облегчить свою жизнь. В наше смутное время воспитывать ребенка не так-то легко. Много информации, свобода выбора, с которой непонятно что делать, отсутствие связи поколений. Еще одна причина – родители даже не рассматривают вариант домашнего воспитания/образования в силу материальных сложностей или давления окружающих.


И все-таки давайте рассмотрим сам термин «социализация». Вот что нам говорит Википедия: «Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе».


Заметьте, речь в определении не идет об общении со стандартизованной группой одновозрастных сверстников. Социализируясь, ребенок постепенно впитывает нормы и установки среды в целом. Он узнает о том, что приемлемо в обществе, а что нет, как правильно взаимодействовать с людьми разного возраста, как выполнить действия, необходимые для жизни и требующие контакта с кем-либо. Социализация нужна для того, чтобы по мере взросления у ребенка не вызывали затруднений ситуации, требующие общения как с детьми разных возрастов, так и с взрослыми.


Казалось бы, организуй ребенку обычную жизнь, а точнее, грамотно включи его в свою: пусть находится рядом с родителями, когда они работают, общаются с друзьями и соседями, ходят в гости. Добавь кружки, детские площадки и детские центры – вот и сверстники. Кажется, как раз получится естественная, ненасильственная социализация… Но нет, противники домашней жизни детей скажут: это всё не то. А как же постоянные друзья из садика/школы, детские «группировки», первая любовь?


А я вот сразу думаю – да, многие из нас вспоминают хорошие моменты из школьного детства (садик обычно мало кто помнит). Но не сходно ли это со «стокгольмским синдромом», когда сознание людей, оказавшихся в заложниках, не могло принять сей факт, и они начинали оправдывать и возвеличивать террористов? Память сглаживает негативные моменты прошлого, и мы вспоминаем детство как нормальное, хорошее, а школу как важную и нужную «школу жизни». Но действительно ли так нужна нам была именно та дружба, навязанная обстоятельствами, именно та первая любовь (а если честно, наверняка ведь там и не любовь была)? Или мы просто смирились с тем, что было, и для самоуспокоения решили, что это было лучшее из возможного?


Еще один момент про усвоение социальных норм. Ребенок учится у своих сверстников. У замкнутой группы детей, волей случая ставших одной «командой». Но как можно научиться чему-то у того, кто сам еще незрел ни интеллектуально, ни морально? В условиях аквариума, в оторванности от самых близких и важных людей – родителей. Неудивительно, что в школах процветает жестокость по отношению к неблагополучным или отличающимся чем-то от других одноклассникам. Я вспоминаю травлю двух мальчиков в двух классах, где я училась. Избиений не было, но! Один, из начальной школы, в итоге ушел в другую школу, а другой всю среднюю страдал от шуточек и даже оскорблений в свой адрес. Вот такие жертвы обстоятельств. Зато другие впитали «социальные нормы»… Уверена, сейчас большинство моих сверстников достаточно зрелые люди, чтобы не позволить себе оскорбить кого-то только за внешность или медлительность. А искусственная детская среда часто жестока, и это вполне логично. Дети мстят (подсознательно) окружающему миру за свою слабость, невозможность изменить то, что не нравится.


Одна из основных проблем воспитания/обучения в детских учреждениях – это нарушение привязанности к родным, в первую очередь, родителям. Об этом много и хорошо пишет Ньюфелд. Ребенок в садике, и особенно в школе начинает рассматривать мир через призму мнения сверстников, он отдаляется от главных в его жизни людей. Интересы детей поверхностны, сами дети эгоистичны – это нормально и естественно. Но нахождение в замкнутой группе сверстников приводит к тому, что ребенок волей-неволей принимает за норму поведения в обществе именно детское поведение и отношение к другим людям. Он не усваивает нормы общества, он усваивает нормы детского общества. Кстати, дети, выросшие в детдоме, имеют серьезные проблемы с социализацией. Именно потому, что учились у других таких же незрелых детей, не видели настоящей взрослой жизни. Вот это нужно для социализации – больше, чем всё остальное!


Последний довод, который приводят сторонники детсадовской и школьной социализации – это важность осознания, что мир не добрый. Это если сказать кратко. Формулировки обычно такие: «чтобы знал, что такое конфликты», «нечего растить тепличного», «пусть знает, что не все с ним будут сюсюкаться, как родственники». Но мне кажется, не нужно бояться дать ребенку больше любви и счастья в детстве, напитать его комфортом и благополучием по максимуму, дать поверить, что мир хороший. А позже он будет притягивать к себе счастье, как магнит. По себе знаю, что качество детства накладывает огромнейший отпечаток на всю жизнь. Не зря очень многие взрослые люди находятся в плену детских травм (не только связанных с родителями, но и, например, с детским коллективом, неудачной первой «любовью»). А потом приходится заново учиться верить, что не везде стоить ожидать угрозы, не всегда ты будешь отвергнут. Тепличных, изнеженных людей, по-моему, намного меньше, чем побитых жизнью.

В заключение скажу: у меня нет цели оскорбить и принизить воспитание и обучение в детском саду и школе. Я не считаю, что они всегда и всем вредны. Я не психолог и не идеальный родитель. Но мне хочется разобраться в вопросе, какой именно должна быть социализация ребенка. И логика мне подсказывает, что подневольное посещение заведения, где один/два/три взрослых «управляют» группой детей – это не социализация. Исторические факты о воспитании дворянских детей и опыт знакомых, вставших на путь семейного образования, подтверждают мои мысли. Идеальная социализация в моем понимании – это воспитание ребенка в спокойной и гармоничной среде, где есть дети и взрослые, люди разного образования и профессий, включенность в общение родителей с их друзьями и коллегами, участие с малых лет в родительской деятельности, путешествия по миру, посещение мероприятий и занятий (кружков и мастер-классов) по интересам ребенка, общение в детско-родительских клубах и многое-многое другое. Да, это может быть сложно, да, это не для всех – но все-таки реально. То, что социализация возможна только в садике и школе – просто установка. Можно упереться в нее рогом, а можно принять, что бывает и по-другому. И, возможно, по-другому – это лучше, хотя бы для этой конкретной семьи.

 

я - автор lovingmamx.online

 

Возможно, вам будет интересно:

Доска с замочками, или «пульт управления» для ребенка своими руками

Доска с замочками, или «пульт управления» для ребенка своими руками

Наверно, все родители замечали, что обычные бытовые предметы увлекают малыша намного больше, чем самые красивые и дорогие покупные игрушки. Особенно ак...

Развивалки

Книги для детей 1 года

Даже в 1 год малышу уже нужны хорошие, качественные книги. Как раз в этом возрасте у детей начинает проявляться интерес к книге уже не просто как к оче...

Дети от 1 до 3 лет, Развивалки

Рукотворные чудеса

Приветствую всех неравнодушных к авторским изделиям! 

Меня зовут Наталья!

 

...никогда не вела дневни...

Как не сойти с ума в декрете?

Как не сойти с ума в декрете?

Отпуск по беременности и родам, плавно переходящий в отпуск по уходу за ребенком, в народе по старинке именуют декретом. Дорабатывая последние деньки п...

Психология

Здоровье: чья ответственность?

С возрастом вопросы здоровья становятся всё более актуальны. С появлением своих детей, глядя на старшее поколение, а потом и на свое собственное... И е...