Семейное образование: отзыв реальной семьи

Возможность домашнего обучения в России – законодательно закрепленное право каждого ребенка. Однако в реальности семейное образование остается для большей части населения чем-то необычным, странным и даже – что уж скрывать – диким.

Почему же некоторые родители все-таки выбирают такое обучение для собственных детей? Отзывов в Интернете на эту тему почти нет. Мы решили узнать о реальном опыте таких семей и задали несколько вопросов маме, практикующей семейное образование.

Мария Марголина – мама двоих детей, воспитывающая обоих дома. Ее старшей дочке уже 9 лет, и девочка получает образование в семейном кругу.

 

Мария, почему Вы решили не отдавать дочку в школу? Наверно, 99% знакомых и незнакомых считают такой выбор экстремальным. Каким был Ваш основной мотив?

Мотивов было много, и трудно выделить из них главный. Да, большинство людей на такую форму обучения реагируют крайне негативно. Но почему? Давайте вспомним немного историю. В досоветский период особенно сильное влияние на нравственное становление ребенка и его интеграцию в общество оказывали семья и религия. И никто не впадал в панику, если ребенка не отдавали в школу, а учили дома. И этот период был довольно продолжительным, ведь кроме царской России была еще и Святая Русь, дохристианская эпоха, когда воспитанием и образованием детей занимались семьи, и главная ответственность лежала именно на семье.

На втором этапе – советский период – возрастает роль образования и конкретно школ. Усиление значимости общественных приоритетов по сравнению с семейными переместило центр тяжести воспитания с семьи на школу. Детей будет воспитывать общество – вот лозунг советского этапа, общественное важнее личного. Литература, кино, живопись, музыка целенаправленно выполняли социально значимые задачи пропаганды и формирования у детей и молодежи коммунистического идеала.

Советские годы остались позади, а люди по инерции и привычке по-прежнему отводят главную роль образованию в социализации ребенка, забывая о важной роли и месте семьи в развитии личности. Зато сейчас значительно изменяется роль и уровень культуры, деидеологизация которой привела к тому, что ее воздействие на личность ребенка стало приобретать в большей степени стихийный, спонтанный характер, прививающий зачастую нездоровые идеалы и образы. К тому же система современного образования очень далека от совершенства.

Обучая ребенка дома, я увидела, как много в школе лишнего и как много школе не хватает. Но благо, что государство предоставило родителям выбирать, как обучать своих детей – в школе или в семье. И наш выбор – это обучение в семье, так как это наши дети, наша ответственность. В школе ребенок не столько получает предметные знания, сколько подвергается глубокому формированию личности, смещению приоритетов. А мы не можем доверить детские души и умы людям, чье мировоззрение и образ жизни кардинально расходятся с мировоззрением и образом жизни нашей семьи. А мы мечтаем не просто быть семьей в общепринятом смысле слова, но и передать детям в полной мере свои принципы и взгляды на жизнь.

 

А когда вообще возникли мысли о том, что детей можно обучать дома?

Это возникло постепенно. Поскольку дочь не ходила в детский сад, мы много проводили времени вместе, много ездили по стране, знакомились с разными людьми, в том числе и с семьями, где дети обучались дома родителями. Невольно я сравнивала их и обычные семьи. Общение с этими детьми мне очень нравилось – дети разных возрастов, открытые, вдумчивые, позитивные, всесторонне развитые, знающие и умеющие больше своих сверстников, посещающих школу ежедневно, но еще более нравилось то, как общаются между собой эти дети (многие уже были подростками) и их родители. Это был союз единомышленников, близких друзей, уважающих друг друга и искренне друг другу доверяющих, неравнодушных друг к другу людей...

Потом я увидела как- то фильм о семье, где мальчик тоже обучался дома: о том как проходит его день, интервью с мальчиком (ему было уже  лет 13). Увиденное меня очень обрадовало и вдохновило, т.к. перекликалось с моим представлением о семье и жизни в целом. Поэтому уже к 6 дочкиным годам мы знали, что другого пути мы не хотим. Мнение дочери мы тоже учитывали. Рассказали, как проходит день школьника, от и до, и как проходит день ученика на семейном образовании. Она выбрала второе.

 

Инициатива о семейном образовании была Вашей или муж тоже склонялся к такой форме обучения? Насколько он вообще поддерживает данное решение (или, может быть, Вы просто его убедили)?

Инициатива была моей. Но муж меня поддержал, он мне доверяет полностью в вопросах воспитания детей, так же, как я полностью доверяю ему другие аспекты нашей жизни. Вспоминая свои школьные годы, он пришел к выводу, что школа в том виде и в той форме, что существует сейчас, – это потеря времени.

 

Как отнеслись родственники к вашему выбору?

Моя мама меня поддержала, она сама настрадалась в школе, будучи ребенком и намучилась со мной и братом, будучи мамой школьников. Отец мужа не высказывает своего мнения на этот счет, просто принимает как данность, а вот свекровь была категорически против. Она сама проработала всю жизнь преподавателем в институте, но после успешной аттестации дочери в конце первого класса она тоже смогла это принять.

 

А сама дочка никогда не проявляла желания ходить в школу вместе со сверстниками?

У нее всегда есть такая возможность, т.к. семейное обучение можно построить по-разному, с разным режимом пребывания в школе. В первом классе она очень хотела  походить зимой перед аттестацией в класс. Две недели она ходила на занятия. Но на 4ый день ей надоело, и она потеряла интерес к подобному времяпрепровождению. Общение на переменах никак не могло скомпенсировать ей ранние утренние каждодневные подъемы. Да и дорога в школу, уроки, возвращение домой только к 13 часам, а потом еще трата большого количества времени на домашнее задание сыграли свою роль.

 

Как Вы считаете, не страдает ли коммуникабельность ребенка от обучения дома? Есть ли у Вашей дочери друзья?

Я считаю, что это зависит от личных качеств человека, а также от атмосферы в семье и внимательности родителей. Дочь очень коммуникабельна, отчасти сама по себе, отчасти потому, что мы постоянно были рядом, видели ее трудности характера при общении и могли спокойно влиять на нее и направлять, научить. В первый же день в школе она передружилась со всем классом, стала лидером в играх и общении. Дети ей звонили и звали ее в школу.

В любом малознакомом обществе она легко и по своей инициативе знакомится с людьми и находит себе общение, если захочет. К слову, мой муж ходил и в школу и в садик, но никогда не умел общаться. Ни родители, ни учителя не учили его этому, он был замкнут и одинок, не мог найти себе друзей. Общался, только если с ним кто-то общался. Так что, повторюсь, но коммуникабельность – это лишь воспитание и личные качества человека, которые не особо зависят от школы или садика.

Друзья у дочери есть. Это дети, с которыми мы познакомились, когда ей еще и года не было. С тех пор вот уже почти 9 лет они тесно дружат. Плюс еще и дети наших друзей. И еще у нее есть подруга на 2 года старше ее, из другого города. Они познакомились на море, когда ей было 5 лет, с тех пор они переписываются по почте России и 2 раза в год встречаются, зимой и летом, ездим к друг другу в гости. Все лето с нами живут по очереди друзья нашей дочери, в доме всегда много детей. В учебный год общения чуть меньше, т.к. другие дети  посещают школу и времени у них очень мало на общение вне школы. Но это с лихвой компенсируется летом. Кроме того, дочь занимается спортивным ориентированием и 3 раза в неделю у нее есть общение, построенное на общем деле и на общих интересах.

 

Мария, расскажите, пожалуйста, как проходит ваш с детьми обычный день. Вам нужно и дочку обучать, и о младшем сыне заботиться: хватает ли времени на всё?

Каждый день проходит по-разному, т.к. это зависит и от моего расписания тоже. Я работаю в театре, и у меня бывают репетиции и график их нестабильный. Три раза в неделю у дочери тренировки, в 13 ч она уходит и в 17 ч возвращается домой. Я делаю обычные домашние дела. В эти дни мы не занимаемся школьной программой, это время спорта и отдыха. Если у меня репетиция, то я даю ей задания и уезжаю. Когда возвращаюсь, то укладываю малыша спать, потом готовлю обед и ужин. Обедаем, проверяю задания, идем гулять. В выходные мы всей семьей уезжаем на природу. А с мая каждый год живем  за городом до осени. Осенью уезжаем до декабря жить на берег Черного моря, там немного другой режим. Еще дочь играет в спектакле у нас в театре, у нее тоже бывают там репетиции и спектакли соответственно.

 

Вы занимаетесь по какой-то школьной программе? В какой форме происходит домашнее обучение? Сдает ли дочка какие-то итоговые экзамены по окончании учебного года?

Да, мы обучаемся в основном по программе «Планета знаний». Это школьная программа по которой обучаются дети в той школе, в которой мы аттестовываемся. Но кроме этой программы,  дополнительно я использую материалы школьной программы «Школа России».

Для обучения использую различные методики. Например, метод погружения в изучаемый  предмет. Т.е. 2 недели занимаемся только одним предметом, потом другим. Годовой курс предмета «Окружающий мир» мы проходим за месяц легко и без напряжения. Годовой курс «литературного чтения» – за 2 месяца. Дочка очень любит читать.

Когда мы живем у моря, то в хорошую погоду просто выходим заниматься на улицу. Все учебники у меня в электронном виде на планшете – очень удобно, не надо ничего таскать с собой. Бывает, занимаемся в машине в дороге. Часто играем с ней в школу, где она учитель, а ее любимые игрушки – ученики, и она с ними занимается. Но пишет все задания, конечно, сама за них, ей очень нравится такая игра.

Если в первом классе мы занимались каждый день, кроме выходных, и я сама проводила рядом с ней много времени, то сейчас мы занимаемся 3 раза в неделю. Она сама изучает новый материал, ищет информацию. Если что-то непонятно, я всегда рядом и помогу, объясню. Я даю ей объем работы, и она его делает. Я проверяю задания и контрольные работы, разбираем ошибки вместе, провожу диктанты, изложения и т.п. Но основную работу она проводит сама.

В первом классе у нас было 2 аттестации, в конце первого полугодия и в конце учебного года. Экзамены сданы успешно. Во втором классе была одна аттестация в школе в конце первого полугодия, тоже успешно. Следующая теперь в конце начальной школы. Но дома сами тоже будем аттестовываться. По закону о семейном образовании обязательных аттестаций в школе только 3, в конце начальной школы, после 9 класса и после 11класса, остальные по желанию родителей.

 

Поддерживаете ли Вы отношения с семьями, которые тоже обучают детей дома?

Да, конечно. У нас уже 9 знакомых семей, которые обучают детей сами. В этом году моя подруга забирает сына из школы и переводит его на семейное образование, сын ее очень рад этому. Кстати, все дети, с которыми дочь знакомится или общается, когда узнают о форме ее обучения, с тоской говорят: «А почему я так не могу? Вот здорово! Я тоже так хочу!»

 

И, пожалуй, последний вопрос. Вы уверены, что Ваше решение не изменится через несколько лет? И если да, то почему – замечаете положительные отличия развития дочери от других детей-школьников?

Я не загадываю так далеко вперед, и соответственно не планирую ничего конкретно, поживем-увидим. Но у меня есть образ семьи, образ отношений, образ тех качеств, которые я хочу видеть в своих детях, представление об образовании для детей и определенное мировозрение. Вот от этого всего я отталкиваюсь сейчас и буду в дальнейшем принимать решения, исходя из  этих принципов и жизненных обстоятельств.

Что касается сравнения с другими школьниками, не думаю, что оно уместно, т.к. это просто сравнивание образа жизни других семей. Мы, например, вегетерианцы, не выпиваем даже на праздниках, имеем определенные духовные практики, муж работает дома и много времени проводит с детьми, не смотрим телевизор, дочь не играет в компьютерные игры, увлекаемся туризмом, отсюда и интересы нашего ребенка другие, чем у большинства детей.

Если сравнивать с себе подобными, то разница одна – моя дочь очень веселая, она полна сил, энергии, не устает и редко болеет. Что касается учебы, она сама способна заниматься и замотивирована к поиску новых знаний, понимает свою личную ответственность, что это надо только ей для будущей жизни. Она с удовольствием выполняет домашние дела по хозяйству, понимает ценность времени, успевает насладиться детскими играми и детством, которое так скоротечно.

 

Спасибо, Мария, за интересный диалог. Вы очень смелый и неординарный человек. Желаем Вам успехов в дальнейшем воспитании и обучении детей!

 

Специально для lovingmama.ru

 

Читайте также:

Легко ли воспитывать ребенка дома? Особенности домашнего воспитания

Ребенок не хочет учиться: что делать?

Что делать, если ребенка в школе обижают одноклассники?

Тяга или нелюбовь к учебе может передаваться по наследству

Должна ли женщина работать?

 
 

Возможно, вам будет интересно:

Вред бюстгальтера, или Зачем девушкам и женщинам носить лифчик?

Женщина и бюстгальтер – казалось бы, традиционное сочетание. Мы привыкли к мысли, что данный предмет одежды является неотъемлемым атрибутом ежедневной...

Женское здоровье

Салат Цезарь постный (вегетарианский, веганский)

Салат "Цезарь" заслуженно является любимым салатом для многих людей. Несмотря на то, что придумано это блюдо было, можно сказать, случайно (у владельца...

Кулинария

Когда и как вставать на учет по беременности?

В жизни вашей семьи счастье - скоро вы станете родителями! Очередная менструация не наступила, а домашний тест на беременность показал две полосочки. П...

Наблюдение у врача, Течение беременности

Две мои радости за два дня

Начну с сегодняшей :-) Мыла утром посуду, а Алинка как всегда играла. Любимая игра - расставить в рядок своих котов и их мисочки и всех накормить. Слыш...

Открытый пирог с яблоками без сахара

Наверно, все любят пироги с яблоками за их нежность и легкую кислинку. Однако большая часть рецептов предполагает наличие сахара в тесте, а это, мягко...

Кулинария