Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Несмотря на значительную популярность различных методик раннего развития, современные психологи и неврологи бьют тревогу: последствия от неадекватного вмешательства в формирование мозговой деятельности малыша как родителей, так и разнообразных "центров раннего развития" могут быть весьма плачевны.

 

Почему врачи высказываются против раннего развития?

Вред раннего чтения, знания цифр и других «маминых радостей» не является надуманной проблемой. Опасность методик раннего развития заключается в том, что фанатично настроенные родители стремятся следовать выбранной методике, не учитывая естественные последовательности развития ребенка. Дилетантство в образовательной сфере может приводить к самым плачевным последствиям.

По мнению французского психоаналитика Француазы Дольто, дети мыслят и чувствуют иррационально, они как дикари, живущие в мире мифов. И попытки раньше времени «разбудить» малыша губительны для его развития. По словам Дольто, «если инициировать ребенка преждевременно – он потеряет свой потенциал».

 

Вопросами раннего развития в свое время занимались многие известные психологи: Выготский Л.С., Божович Л.И., Элконин Д.В., Леонтьев А.Н. Эти передовики психологической мысли учитывали в своих исследованиях закономерности развития и формирования личности у детей до 3 лет, рассматривали влияние кризисов первого и третьего года жизни на психические процессы. Эксперименты российских и иностранных ученых свидетельствуют, что мозг и личность ребенка созревают неравномерно, гетеросинхронно (в разное время). Важной характеристикой развития являются не столько уже сформировавшиеся функции и процессы мозга, а в большей степени – то, что находится в стадии созревания. Область формирующихся в данный момент процессов называется «зоной ближайшего развития». Определение «зоны ближайшего развития» находится в компетенции квалифицированных специалистов. Адекватное внедрение в мозговые нервно-психические процессы поможет выявить и развить необходимые в конкретный временной отрезок качества.

 

Ведущие специалисты отечественной детской психологии о «раннем развитии» в целом

Смирнова Елена Олеговна, российский ученый, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, в своем учебнике для студентов высших педагогических учебных заведений «Детская психология» пишет:

 «В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками)».

 

В учебном пособии «Введение в нейропсихологию детского возраста» Анна Владимировна Семенович, известный нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии пишет:

«Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации».

Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

 

Мнение врачей о раннем обучении чтению, письму, счету

В статье «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму» специалисты высказываются относительно «раннего развития» практически единогласно – дилетанское, фанатичное следование одной методике может принести только вред ребенку.

Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор:

«Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».

Татьяна Волосовец, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО:

«Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться».

 

В интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать» Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), говорит:

«К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…

В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.

Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей».

 

Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук, в методическом учебном пособии «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания» пишет:

«Если ребенка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведет:

  • к энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений: ребенок в 7-8 лет не умеет прыгать или с трудом спускается по лестнице.
  • Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).
  • Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.
  • Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и проблемам с поведением.

Каким бы странным современным родителям это не казалось, но именно двигательная активность в 1, 2, 3, 4 года принесет больше пользы для чтения, а вовсе не карточки или кубики с буквами. Для начала лучше хорошо поползать, потом двигаться на четвереньках, стать на две ноги, начать бегать, прыгать на двух ногах и на одной ноге, затем в свое время играть в детские уличные игры, танцевать и т.п.

Что делать, если вы уже «преуспели» в раннем обучении чтению или чтение нарушено по другим причинам? Подкачать энергию для работы мозга, устранять ее утечки, учить ребенка ползать и прыгать на одной ножке, дать ему возможность упражняться в ловкости в детских играх, учить его отстукивать простые ритмы по образцу, составлять рассказ по картинке, создавать повторяющиеся узоры из кубиков».

 

Логопед Дарья Иванченко (статья «Кубики Зайцева»):

«Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. <…> В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает….».

 

Надеемся, что приведенные выше мнения ведущих специалистов в области детской психологии заставят вас задуматься перед тем, как неумеренно нагружать малыша занятиями. Любое обучение должно соответствовать возрасту и быть ребенку в радость!

 

Специально для lovingmama.ru

Фото из фотостока photl.com

 

Читайте также:

Раннее развитие - польза или вред?

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

Виммельбухи, или книги-гляделки

Пальчиковые игры: для чего они нужны и когда начинать в них играть?

Доска с замочками, или "пульт управления" для ребенка своими руками

Лучшие книги для детей до года. Выбираем книжки для самых маленьких

Книги для детей 1 года

Детская пирамидка: какую выбрать и как научить ребенка в нее играть?

Масса для лепки

 
 

Возможно, вам будет интересно:

Почему женщины должны носить юбки и платья?

При взгляде на современных женщин становится очевидным: юбки и платья практически исчезли из женского гардероба. А если на горизонте и мелькнет юбка, н...

Мода и стиль

Комплимент от ребенка - самый ценный =)

Алинка вчера меня перед сном порадовала: "Ты, мама, такая хорошенькая... так и хочется целовать!"))) ну что тут скажешь - приятно до невозможности)))...

Книги для детей 1 года

Даже в 1 год малышу уже нужны хорошие, качественные книги. Как раз в этом возрасте у детей начинает проявляться интерес к книге уже не просто как к оче...

Дети от 1 до 3 лет, Развивалки

Ученые определили, что вызывает начало родов

Каждая беременная женщина знает свою примерную дату родов, или ПДР. Но это лишь приблизительная дата, и фактически роды могут начаться как раньше, так...

Как проходят роды

Просекла тему)))

Пошли вчера с дочкой (2,2) вечером погулять. Это у нас каждый день проблема - найти детскую площадку... Вообще не очень у нас с ними рядом с домом.

...