Ребенок без детского сада: наш опыт и итоги

Аватар пользователя Тоня

Я неоднократно писала здесь на сайте, что наша дочка (старшая) не ходила в садик, несмотря на то, что он считается в обществе чуть ли не единственным способом нормального воспитания маленького человека. Но мы решили иначе. Сейчас Алине 7 лет, и уже можно сделать какие-то выводы о результатах домашнего воспитания.


Умственное развитие


В дошкольном возрасте я не увидела проблемы в том, чтобы дать ребенку базовые знания о мире. Ежедневное общение в семье и во дворе, чтение, рисование-лепка-рукоделие в достаточной мере (на мой взгляд) развивают интеллект дошкольника. Алина умеет и любит читать, складывает и вычитает в пределах 100, заканчивает освоение прописных букв. С моторикой всё хорошо, с речью тоже. «Ложить» и «чё» не говорит, «одеть» и «надеть» не путает))) Любит рисовать и рукодельничать. Но, разумеется, она не сама всему научилась, это результат нашей ежедневной работы. Заниматься в целом не сложно, но важна регулярность и настойчивость родителя)


Физическое развитие


Дома огромнейшую пользу принес спортивный комплекс! Это настоящий маст-хэв для семьи с детьми. За последний год заметила, что у Алины даже бицепсы начали вырисовываться – результат упражнений на кольцах. Ну и танцы тоже сыграли большую роль, беготня на прогулках, беговел и велосипед. Думаю, особой разницы в сравнении с детсадом в плане физ.развития нет, но в рамках семьи проще заниматься тем, что подходит и нравится конкретному ребенку.


Общение с детьми


Я не могу сказать, что у Алины много друзей. Трое. Да, садик в этом плане упрощает жизнь. Но опять же: там надо выбирать из ограниченного круга и особо никуда из него не денешься.

Мне кажется, что в плане общения отсутствие садика дает такой плюс, что ребенок доброжелателен к другим детям, не оценивает их по возрасту и еще каким-то критериям (наш-не наш). Минус – несколько более наивное восприятие, нет садовской «закалки».


Общение с взрослыми


На танцах я заметила явно такую особенность – другие девочки добрую женщину-преподавателя буквально облепляли, обнимали ее и даже целовали. Алину это очень удивляло. Она всегда тепло отзывалась о педагоге, но соблюдала дистанцию. Потому что для нее ласка является чем-то особенным, для близких. Я вижу, что это не только свойство темперамента или характера, а именно влияние отсутствия детсада. Самый близкий человек – мама, любит и остальных членов семьи, а посторонних людей близко не подпускает.

Пару лет назад я много читала об усыновлении, опекунстве. Психологи говорят о том, что дети из детских домов имеют проблемы при адаптации в семье такого характера: на улице могут легко пойти за чужим человеком, вообще легко переключаются в своей симпатии с одного взрослого на другого. У них не сформирована надежная привязанность, и приемным родителям не всегда удается восполнить этот пробел, несмотря на старания. К чему это я – воспитание в семье формирует очень четкую привязанность к «своему» взрослому, которая, по мнению опять же психологов, необходима для правильного формирования личности.


Ребенок без детсада и младенец


Отмечу еще такой существенный момент, как возможность домашнего воспитания ребенка в условиях наличия второго, маленького. Не знаю, как живут люди с тремя и более маленькими детьми, могу только говорить о своем опыте с двумя. С младенцем сложно, бесспорно. Старший ребенок нуждается не только во внимании родителей, общении с другими детьми, нормальном режиме дня и питания, качественном досуге, но и в развивающих занятиях. Да, садик обеспечивает основные потребности: еда, общение, игры, прогулки, занятия. Но что меня очень смущает – ребенок не общается с новым членом семьи, точнее, общается мало, только вечером и в выходные…

Несмотря на то, что часто у меня было ощущение, что я чего-то недодаю Алине или додаю, но при этом сама слишком выматываюсь, я по-настоящему радуюсь тому, что между моими девочками сформировались теплые и нежные отношения. Ревности не было практически. Мне кажется, это получилось благодаря тому, что Алина видела то, как Эмилия росла день за днем, в мельчайших деталях. В общем, по моим ощущениям, оно того стоило.


Минусы нахождения ребенка дома


С годами я стала менее категоричной, мне уже не надо отстаивать перед кем-то свою позицию, поэтому постараюсь написать объективно.

Основной минус – неэффективность в финансовом плане. Карьеру сидя дома не построишь, это очевидно. Деньги зарабатывать сложнее. Чтобы ребенок был дома, причем не только сидя за мультиками, нужен взрослый, который будет рядом, будет кормить, «выгуливать», обеспечивать досуг и развитие. Взрослый без офисных амбиций, готовый посвятить себя общению с ребенком, быту. Для многих мам это неподъемная ноша, а бабушки, мечтающие сидеть с внуками, есть не у всех. Садик проще, привычней, удобней. Заботиться о детях оптом – это такой логичный способ ухода за ними...

Еще один минус – в глазах большинства людей родители-антисадовцы априори ненормальные)) Но к этому привыкаешь, становится в итоге глубоко фиолетово, особенно когда ребенок подрастает, и он вполне развит и адекватен. Но, конечно, любой «косяк» воспринимается однозначно: ага, это из-за того, что в садик не ходит. Причем так интересно… В интернете проблемы, подобные нашим с Алиной (в основном эмоционального плана – капризы, слезы), описывают абсолютно стандартные мамы, чьи дети законопослушно посещали садик. Естественно, психологи им указывают на совсем другие причины таких проблем. Но я, если вдруг пожалуюсь кому-то, услышу только о вреде для ребенка жизни без садика))) 

Иногда (редко) меня посещали сомнения, не ошибаюсь ли я. Как бы ты ни был уверен в своей позиции, пресловутое «ВСЕ» немного поддавливает на психику. Это еще один минус «сидения дома» с ребенком до школы.


Жирные плюсы жизни без детского сада :)


Главный плюс – крепкая привязанность ко мне, а не к сверстникам. Ньюфелд прав, у многих детей уже к 1 классу привязанность к родителям нарушена, перенаправлена на сверстников, и это печально. Для Алины родные – главные источники истины и счастья)) Сверстников тоже любит, но без перекосов, семья для нее важнее.

Еще один плюс в том, что нам не пришлось подстраиваться под чьи-то условия и рамки раньше, чем Алина дозрела до них. Думаю, жесткий режим, занятия не в ее собственном темпе могли бы ее сломать. А ведь детей с теми или иными проблемами по неврологии немало... На моих глазах Алина превратилась из капризной девочки с непонятными закидонами, собирающей всякий мусор, в достаточно разумного ответственного человека.

Большое преимущество домашнего воспитания дошкольника в том, что ребенок видит альтернативную картину мира. Что можно быть не как все, это не страшно. Однажды я сказала знакомому мальчику, что Алина не ходит в садик и не пойдет, и он безмерно удивился! «А что, так можно?»))) Мы с Алиной многое обсуждали за эти годы, она понимает, что существует огромное количество вариантов всего. Взглядов, мировоззрений, интересов, привычек, отношений… Вместе с ней я открывала новое для себя, в чем-то поначалу была категорична, потом менялась, перенастраивалась, объясняла ей свои мысли и чувства. Сейчас, кажется, появился какой-то баланс, и я вижу, что Алина довольно дипломатична, научилась (вместе со мной) видеть этот мир в разных красках.

Ко всему прочему мне нравится и то, что Алина по-настоящему живет в семье. Она видит меня и сестру не только вечером и по выходным. Она учится общению преимущественно не в группе детей, а в домашней обстановке. А закалка... Будет она, в свое время.

Для меня очень ценно Алинино крепкое здоровье. Я не видела за дошкольный период ничего страшнее насморка и температуры, поднявшейся на день-полтора. Но тут не только отсутствие садика, конечно. Думаю, для многих родителей фактор детского здоровья является существенным. Отсутствие садика не равно отсутствию контактов с окружающим миром, мы не прячемся дома, но неестественной скученности и стресса от ежедневной пресыщенности общением у домашнего ребенка нет.

 

Что в итоге?


Я не жалею, что мы выбрали такой путь. Точнее, я даже не могу представить, чтобы мы выбрали другой. Настолько нам не по пути с детсадами, даже с хорошими. Я верю, что есть замечательные педагоги, добрые, искренне любящие детей, есть прекрасные методики развития и всё такое прочее. Но, но, но… Дозированное общение с другими людьми нужно, никто не спорит, но вот воспитывать и закладывать мировоззрение своему ребенку нам с мужем все-таки хочется самостоятельно. А если дошкольник проводит бОльшую часть дня вне дома, то и воспитывается в большей степени именно там.

Мне как-то на ум пришло сравнение садика с комплексным обедом. Кто-то разработал меню, сбалансировал нутриенты, и ты получаешь салатик из капусты с морковкой, борщ, гречку с гуляшом и компот. И всё бы здорово, но вот я, к примеру, не очень люблю капусту, не ем гуляш и не пью компот с сахаром. А другого обеда нет. Хочешь есть – ешь что дают. Дома возможностей для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка больше, значительно больше. И с тем же меню, и с развивающими занятиями, и с увлечениями. Не может одна программа, даже самая замечательная, подходить всем одинаково…

Часто мне было сложно с Алиной. Сложность или легкость понятия относительные, сильно зависят от чувствительности взрослого и, естественно, от характера ребенка. Нам достался, прямо скажу, не самый «удобный» человечек. Много было всякого – и ссор, и слез, и обид... Но всё преодолели, сейчас уже договариваемся, обсуждаем, приходим к компромиссам.

Младшую дочку мы тоже планируем растить дома. Она совсем другая, и пока я подозреваю, что с ней будет намного проще. Но не буду загадывать) В любом случае плюсы жизни без садика для нас с мужем перевесили возможные минусы, и мы хотим растить младшую дочку так же, рядом с нами. Чтобы она впитывала наши убеждения, училась жизни и взрослела рядом с близкими взрослыми.

Жизнь без детского сада правильна и хороша для нашей семьи. Для кого-то такая модель воспитания ребенка неприемлема, я понимаю. Но кому-то интересно – можно ли так, без садика? Не случится ли что-то непоправимое, не упустит ли ребенок что-то ценное? Ведь мы, советские дети, в большинстве своем, росли по четкой схеме «ясли-сад-школа-институт-работа». Да и сейчас не так уж много что поменялось, несадовские дети в меньшинстве.

В целом, это проще для человеческой психики, иметь ясную и понятную модель жизни. Ведь ребенок – это сложно, важно, ответственно, а идти по проторенной дорожке как-то спокойнее. Но не факт, что так лучше для ребенка.

В заключение отмечу, что у любого выбора есть своя оборотная сторона. Алина не ощущала себя частью постоянной садовской группы, у нее нет друзей из садика, не было выпускного с красивым платьем и фотографиями на память. Но я думаю, дома она получила больше. Любовь, спокойствие, защищенность, уверенность в собственной уникальности и значимости, возможность развиваться в своем темпе, много теплых домашних воспоминаний. Хочется верить, что всё это станет крепкой основой для ее самооценки в дальнейшем.

 

Возможно, вам будет интересно:

Дети-погодки: плюсы и минусы

«У нас будут погодки!» - такое известие может быть воспринято молодыми родителями и их близкими и как подарок от Бога, и как самый страшный кошмар. Рож...

Погодки, двойня, тройня

Оптимальная разница в возрасте между детьми. Когда рожать второго?

Вопрос о времени рождения первого ребенка чаще всего не возникает в молодых семьях, поскольку любящие друг друга люди обычно стремятся в скором времени...

Количество детей в семье

Игра танграм: история китайской головоломки, правила, схемы, польза для детского развития

Игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требу...

Развивалки

Размышляю об образовании...

Сегодня я наконец-то решилась и разобрала свои институтские тетрадки. Большая часть наконец-то отправилась в мусорку, штуки 3 все-таки рука не поднялас...

Колики у новорожденных и грудных детей: что делать? Симптомы и лечение

По статистике, такое неприятное состояние, как кишечные колики, испытывает около 70% новорожденных. Остальным повезло больше – эта проблема их тоже пос...

Малыши до года, Детское здоровье